Отчет о походе на Кавказ. Скорее, не отчет, а разбор. Получилось местами, на мой взгляд, немного негативненько, но это только потому, что хотелось разобрать достаточно критично, а на самом деле впечатления от Кавказа очень положительные.
- О маршруте
Одесса — Нальчик (приезд) — турбаза Чегем (сборы) — турбаза Башиль — перевал Турист(н/к) — перевал Сарын — перевал Сакашиль Западный — город Тырныауз — поселок Верхний Баксан — перевал Кыртыкауш — Верхний Баксан — Пятигорск (вокзал) — Симферополь — Одесса.
Пройденный (приведенный выше) маршрут все-таки отличается от первоначального, но, как показывает практика, это вполне нормальное явление. Против некоторых обстоятельств не попрешь. Главное, что поход мы все-таки прошли, хотя были близко от его преждевременного завершения.
По ощущению «ногами» — по-моему, для единички то что надо. Может, разве что слишком пеший получился. А может, все правильно, а кому чего не хватило — вэлкам в следующий уровень.
- О сборах
Сборами пугали. Мол, главное — пережить сборы. Там тяжко, там гоняют.
Да, было тяжко — акклиматизация, привыкание к походной жизни и все такое. Да, занятия довольно активные. Но впечатления от сборов у меня остались самые лучшие. Спасибо хорошим инструкторам, спасибо горам, находиться в которых было… даже не знаю, каким небанальным словом выразить все восхищение. Восхищение видами, восхищение тем, что под твоими ногами, восхищение воздухом, небом, водой…
На сборах мы были все вместе — группы, прошедшие поход, и группы, только в него собирающиеся. Встреча впечатлений с ожиданиями.
И песни, песни, песни…
- О погоде по расписанию
С самого приезда погода соблюдала свой график: утром — солнце и чистое небо, после обеда — появление облаков, к вечеру — дождь. И так каждый день. Разве что, менялась интенсивность дождя — в какой день он просто моросил, а когда лил как из ведра, да еще и с градом.
- О телефоне
Моя любимая балалайка прожила все эти две с половиной недели без подзарядки, разрядившись — по старой доброй традиции — уже в Одессе, по дороге домой, в маршрутке.
Конечно, телефон был в основном выключен, но все же с него было отправлено порядочное количество смс, и даже три раза звонили.
- О снах
Постоянно, с первого дня, снились друзья. Родные — ни разу.
Утро было для меня самым тяжелым временем. Утром страшно хотелось домой. Ни днем, ни вечером не хотелось. А утром, после осознания, что сон был сном и только — порою скулить хотелось.
Тоска выветривалась вместе с остатками сновидения довольно быстро…
- О группе
Что ни говори, а группа была тяжеловатая. Я все-таки довольно неуживчивый интраверт, и мне достаточно тяжело n дней двадцать четыре часа в сутки находиться в группе.
Группа была большая — девять человек: пятеро ребят, четыре девушки. В основном, новички — для кого-то вообще первый поход, кто-то просто дальше Крыма не ходил.
Разнохарактерная. Достаточно упрямая. Несплоченная. Удивилась, что пришлось поднимать вопросы взаимопомощи и взаимоуважения. Люди еще не осознавали, что в походе ты не сам за себя и не сам по себе, и что это к кое-чему обязывает.
Вот и были налицо и микрогруппы, и даже небольшие стычки между ними. В основном, ребята не сдружились с девчонками. А может возраст такой, черт их знает.
По-крайней мере, мне все-таки удалось стать немножко в стороне — может, потому что я все-таки была старше, плюс характер нервный :)
Устав, естественно, не читали. Ибо даже интуитивно понятные вещи, как:
Помни, что в походе „голова“ тебе вместо батьки pодного, а поэтому впеpед его не суйся, глупыми вопpосами ему не мешай…
Если уж пошел в поход, значит, себе ты уже больше не пpинадлежишь: сам ты, твои потpоха и шмотки твои – все НАШЕ и здесь нет ничего МОЕГО.
приходилось объяснять.
Чего уж стоит такой вот ответ:
— Кто-то видел мою чашку?
— Я не брал!
— Причем тут брал ты или не брал? Просто поищите по сторонам мою чашку…
Сразу вспоминается детская игра. «Я в домике!». Меня не трогать.
Хотя, по отдельности все — просто замечательные ребята. И очень интересные.
- О ходьбе и сне
Группа показалась мне тяжелой еще по одной причине. Для меня в походе очень важны два фактора — должен быть человек, за которым хочется идти, и человек, с которым хорошо спать (часто это один и тот же человек). Тогда как бы ни было трудно, все отлично выдерживается.
По поводу первого фактора — есть люди, идти за которыми (или рядом с которыми) очень легко. Я не знаю, может энергетика такая, или что, но вот — легко! Ты идешь, и не замечаешь скорости, усталости.
По поводу второго — это еще более важный, на мой взгляд, фактор. От этого фактора зависит твой отдых. То есть, это такой сосед по спальнику, которого можно спокойно обнять и спокойно уснуть. Человек, который тебя не раздражает, не вызывает никаких негативных эмоций, да и просто по-человечески нравится. Давно заметила, что в обнимку мне и заснуть гораздо легче, и успокаивает порядком. Легче и проснуться в более и менее сносном расположении духа. И днем идешь и знаешь, что спать будет тепло и спокойно.
На сборах хорошо ходилось за инструктором. Почувствовала сразу, старалась почаще идти сразу за ним. А вот в походе я, пожалуй, не могу назвать такого человека. Может поэтому — что мне комфортнее всего было идти одной — я постоянно шла, достаточно отстав от группы. Меня это совершенно не напрягало, да и темп группы по-моему, от этого не страдал. Жалко только было замыкающего. Но в предпоследний день мне разрешили идти без него — и вот тогда я получила просто максимум удовольствия от дороги! Иногда казалась, что я иду вообще одна, и знаете — мега-потрясающее ощущение. Мой друг когда-то говорил, что одна из его мечт — пройти в одиночку маршрут по Кавказу. Кажется, я его поняла — все-таки, как было здорово остаться один на один с этой красотой. Идти и наслаждаться…
Ну а соседи по спальнику — это вообще отдельный цирк. На сборах и первые дни похода, я жила в палатке на пять человек. Что уж говорить, пять человек на палатку — даже если она подходит по габаритам — это перебор. Утомляет просто количество людей. Первые вечера мне эта палатка нравилась — мы не могли заснуть, пока не насмеемся вдоволь по поводу и без. Но спать там — печально. Народ эгоистично боролся каждый за свое право (которого ни у кого не было!) спать на спине. Ну и естественно, обнимать там было просто некого. Человек человеку волк. Потом я резко ушла в другую палатку, поменялась местами с девчонкой, которой там почему-то не нравилось. Мне же в этой палатке было как-то спокойней. По-крайней мере, больше места, и оставшиеся ночи я спала свернувшись калачиком. Но все равно это было не то.
- О должности
Я все походы (ПВД не в счет) хожу завхозом. Не то, чтобы у меня к этому особый талант (я дома вообще от пищеобеспечения семьи далека, как правительство от народа), но вот так сложилось. Карма. И «пунктик» всех завхозов — уж лучше я этим займусь, чем доверю кому-то.
Должность не такая уж и сложная, но зато не скучная — ты занят до похода, тебе не дадут расслабиться в походе. И нервная…
Но в этот раз я недовольна. Многое было через *опу. Ответственность за упущения оставляю на себе. Хотя это не всегда так.
Но теперь хочется отдохнуть, пойти наконец-то кем-нибудь другим — политоргом или замом по снару, у посмотреть, как у других завхозов бывает…
- О питании
Я до сих пор не могу понять, еды было мало или нормально? В принципе, всего хватило, и это уже хорошо. В принципе, все было по правилам.
Зато я знаю ответ на вопрос как хорошо питаться, но чтобы недорого вышло и рюкзаки были легкие. А никак! Заброски, заброски и заброски.
Эти черти естественно были постоянно голодные. Хотя что требовать от молодого растущего организма, получившего нагрузку на свежем воздухе. Я тоже под конец похода постоянно хотела есть. Но при этом я в походе даже не похудела.
В обществе с нами судьба пошлет тебе много испытаний, одно из них – остpое желание поскоpей набить живот, а иногда и голод. Найди в себе силы быть теpпеливым. Когда тебя опьяняет запах и вид пищи, не бpосайсяк ней с большими глазами, не кpичи, не скули, оставь все это для шакалов: ты ведь Человек, а у Человека всегда найдутся силы pазделить сдpугим последнюю коpочку, а тем более дождаться своей очеpеди. Получив свою поpцию и найдя ее по своему pазумлению слишком малой, не делай из этого события. От голода ты не умpешь, а вот в глазах товаpищей упадешь.
Ох, люди, знали бы вы, сколько раз в походе я вспоминала этот пункт из Устава… Как там чертовски верно и точно все подмечено. Говорят, так и отличают новичков от людеЙ, уже ходивших. Как же было с этим сложно — и с порциями, и с очередью. Я поражалась, что вначале у людей и понятия не было, что дождаться всех нужно уже ладно просто из вежливости — но хотя бы для того, чтобы нормально разделить порции.
Если удостоен чести товаpищам служить – быть дежуpным – помни, что делать это нужно лучше, чем сделал бы для себя.
Ыыыы, я порой как вспомню кулинарные «шедевры» наших дежурных, такие как макароны-клейстер или пшеничнокашевая юшка — так и в вздрогну… Такое даже мой терпеливый организм отрицал. Неудивительно, что после такого ждешь обеда как праздника. И по закону подлости в такие «дни неудавшегося завтрака» на обед вместо колбасы — сало. Которое я ем. Но терпеть ненавижу.
Зато какой рулез грибы! Которых мы наелись в походе от души. Варили супы, жарили… Вкусно и питательно. Группу безумно радовало сам факт того, что они ели грибы. Поэтому причиной послеужинного веселья считались грибы, и только.
И два часа стрема после — а вдруг были ядовитые?
- О снаряге
Общественной не касаюсь, траблы были, но терпимые.
Расскажу о своей.
Свежекупленным рюкзаком и довольна и нет. По вместимости, функциональности, удобству — отлично! Мы прекрасно подружились.
Хотя нынешняя Terra (кстати, понакупали их все, кому не лень — флешмобные такие рюкзаки оказались) многих разочаровала. Вертексы и Маунтейны «легко и непринужденно» расставались с ручками/лямками и прочим леером. Мой Триал в этом плане оказался стойким. Хотя за лямки я дергаю не щадя. Не выдержал он другой моей плохой привычки — швырять рюкзак на землю. Тканюка на подвале протерлась о колючие камушки. Штопать придется основательно. Да уж, ткань у этих рюкзаков — явно не фишка серии. Хотя дно, к счастью, из другой достаточно прочной ткани.
Зато отличная вещь — дождевик на рюкзак. Самое главное — он выдерживает воду! Но я все-таки умудрилась порвать накидку — она достаточно тонкая и непрочная, и использовать дождевик как чехол для лежания рюкзака на земле — не самое разумное было решение.
С моими любимыми ботинками придется попрощаться. Для походов уже не годятся. Полдня траверса по траве — и расшатавшиеся ботинки уже сами выворачивают ногу на малейшей неровности. Ботинки были нефирменные и неновые, но свои семьдесят гривен они отпахали «на все сто». Удобные и достаточные легкие, они не порвались, у них не отвалилась подошва (как пугают владельцев сэкондовской обуви), не промокали, даже зимой, и самое приятное — я не заработала в них ни одной мозоли.
Сидушка — рулез! Наконец-то Сатиненок пошла в поход со своей личной сидушкой. И вообще — с сидушкой. Я ее и не снимала, практически. Сиди где хочешь.
Честно говоря, меня просто в ужас приводила девчонка, для которой в порядке вещей было сидеть на леднике на холодном валуне без сидушки, совершенно не парясь и не поддаваясь на уговоры пересесть хотя бы на рюкзак. Ну нафик, я еще детей хочу.
- О том, как чуть не сорвался поход
При въезде в Россию заполняются какие-то бумажки, что я такой-то такой-то, еду на такой-то срок и с такой-то целью. Всегда это было единственным, что нужно оформить, если ты не собираешься задержаться более, чем на три месяца.
И вдруг в последний день сборов нам сообщают «благую весть», что оказывается, надо оформить еще одну регистрацию, причем — через три дня после прибытия в страну, то есть, мы уже просрочили.
— Ничего страшного, это можно оформить на любой почте, дадите что-нибудь, чтоб записали задним числом
К первому населенному пункту — Тырныаузу — мы вышли только на четвертый день похода. То есть, на десятый день пребывания в Балкарии.
Как порядочный человек, Руководитель сразу же пошла в город — регистрировать.
Почта сказала, что таких полномочий у нее нет, идите, мол, в ОВИР.
В ОВИРе «добрый» дядя с именем Хусейн стал страшно сочувствовать нам, просрочившим, показывать и пересказывать закон о необходимости этой регистрации. И пророчить штраф в две тысячи рублей. То есть, грубо говоря, четыреста гривен. Которых у нас не было.
Взятку брать дяденька любезно отказывался. Уходить «лесом» не советовал, обещая искать.
Что оставалось делать? Мы в чужой стране, мы без взрослых.
Позвонили тем, кто со сборов уехал сразу домой. «На таможне не проверяли, но останавливала милиция, откупались».
Позвонили родителям одного из участников. Деньги пришлют переводом.
А следующий день — суббота. И банки не работали. И деньги нам перевести не успели.
Хусейн в положение не вошел. Сказал, что поход наш окончен, и помимо уплаты штрафа (как только пришлют деньги), у нас по плану еще какие-то траблы.
Настроение наше, я думаю, описывать не надо. И так все ясно.
Чтобы мы не скучали, дяденька попросил, чтобы каждый написал ему (на долгую счастливую память) объяснительную. Текст привожу:
по КБР в Эьбрусском районе
Украина, г. Одесса, адрес прописки,
место учебы
Со статьей 51 конституции РФ ознакомлена (подпись)
По существу заданных мне вопросов могу пояснить, что я, гражданка Украины, Ф.И.О., год рождения не зарегистрировалась вовремя, т.к. не знала о том, что вышел закон о регистрации граждан Украины. На тот момент, когда узнала, не смогла своевременно явиться в миграционную службу
Дата, подпись
Каждому, кто заходил к нему в кабинет и переписывал этот бред, Хусейн задавал милые вопросы, попутно вздыхая (мол, ах, как жаль, что наш поход так обломался). Диалог со мной:
— Как же Вы, такая маленькая, рюкзак носите? Не тяжело?
— А я тренировалась, — мысленно выматерившись на чем свет стоит, говорю первое, что пришло в голову
— А как?
-…, — морожусь, как можно быстрее дописывая объяснительную чушь. «Мороз не раз меня спасал»(с)
Говорят, кавказцы без ума от блондинок. Я считала это небольшим преувеличением. Но когда к Хусейну зашла Алена — девочка со светлыми лицом и волосами, выяснилось, что блондинки спасут мир.
Хусейн и к ней с вопросами:
— А где вы до понедельника жить будете?
— Не знаю, — морозом спасалась не только я одна.
— А когда домой едете?
— Не знаю…
И т. п.
Нервы Хусейна не выдерживают. Он подзывает Руководителя, и говорит, что только из-за этой девушки он нас отпускает на все четыре стороны, делает регистрацию задним числом, и берет чисто символические деньги.
Пятнадцать минут — и от наших проблем не остается и следа.
Загадочная кабардинская (или балкарская) душа…
- О пересечении границы на Украину
Дядя в форме, обращаясь ко мне, глядя мимо паспорта:
— Когда выехал?
— ??? Я девушка!
— Когда выехала? -ли?
Мда, оказывается, чтобы к тебе обратились на «Вы» (а какое он имел моральное право говорить мне на «ты», я вообще не понимаю — мы с ним не знакомы), надо встряхнуть.
Грустно осознавать, что вежливостью наш народ не страдает — от продавца и до пограничника…
Хусейн и тот лучшее впечатление оставил. По-крайней мере, с парнем он меня не перепутал. Хотя я выглядела тогда аки бомж и в бандане.
- О Кавказе в целом
Нет слов. Это надо видеть. И туда надо еще поехать…
А какие там звезды на небе…