Главная > Мир, Поездки и походы > И снова о Турции

И снова о Турции

• … И снова вместо предисловия.

Виталик, ходивший с нами в майский велопоход по Турции, возможно, станет все отрицать — но именно он виноват в том, что в октябре у нас с Андреем на руках были билеты в Стамбул. Заронил идею еще летом. Конечно, были некоторые колебания, например, отговаривания друзьями, мол, зачем опять ехать в страну, в которой вы уже побывали. Также я очень хотела в Грузию, куда, как мне начало казаться к концу лета, не съездил только ленивый! Все соцсети пестрили фотками и записями о Грузии, это какой-то флешмоб, но увы, пока без меня. Хотела в Черногорию, но услышав, что там ужасно крутые и узкие дороги, мой пыл несколько подостыл. В общем, хотеть не вредно, а жизнь свои коррективы расставила. Ближе к дате стало понятно, что никто не может к нам присоединиться, народ исчерпал к осени все отпуска. Виталик начал рассуждать о других своих вариантах, так что с какого-то момента я просто перестала его дергать на тему поехать с нами, ибо он взрослый человек и сам решит. Ну а раз вдвоем — то смысл напрягаться, если можно взять вариант, который уже прост и понятен в вопросе добирания и пребывания, т.е. вариант с Турцией.

Но жизнь еще более забавная штука. Как только мы перестали кого-то искать для компании в путешествии и решили, что вдвоем так вдвоем; как только взяли билеты, привязавшись к датам, которые бы удачно накладывались на дополнительный выходной на нашей работе; и как только я наконец-то взяла себя в руки и села-нарисовала маршрут, так за каких-то четыре дня до вылета внезапно оказывается, что в ту же Турцию и ровно в те же даты (вот это совпадение меня больше всего удивляет) собираются с велопоходом славные товарищи Аня, Галя, Руслана, Дима и Олег. И более того — они не возражают против нашего присоединения.

Ура, нас толпа! Я, правда, лично почти ни с кем не знакома, но это же братья и сестры по духу, а что еще надо?

• Перелет

Вылет в пятницу, в среду я разбираю велосипед, чтобы не делать это в последний момент. Но нельзя так просто взять и спаковать велосипед заранее — на следующий день камера с герметиком эпично спускает, потому что порвалась из-за моего дурацкого обода. Мне жалко просто так выкидывать камеру, плюс от товарищей, вернувшихся из турецкого велопохода буквально накануне (да, это тоже теперь флешмоб) , узнаю, что на турецких побережьях есть наши любимые «куяльницкие» колючки и проколы очень вероятны. Поэтому я таки страдаю с заклеиванием мега-дыры почти весь вечер, но потом сдаюсь и прошу Андрея залить мне герметик в новую камеру.

1. Вот так выглядел велосипед, почти полностью готовый к авиа-транспортировке. Осталось только обернуть его карематом, застегнуть в чехол, сжать все это при помощи скотча и наклеить бумажки с надписями «Хрупкое» на трех языках, включая турецкий.

Утром грузим спакованные велосипеды и велобаулы в заказанный еще с вечера микроавтобус и едем в аэропорт. Недешевое удовольствие, 100 гривен с Таирова.

Летим авиакомпанией OnurAir, как и в мае. Но в этот раз они поменяли правила — теперь лимит веса для багажа не 30 килограмм, как было в мае, а всего 20 килограмм. Плюс, как мы узнали от недавно вернувшихся товарищей, в одесском аэропорту представители Онура выкупили тему, что велосипеды — это не багаж, а отдельная категория, за которую надо платить. Правда, остальные участники до последнего не теряли надежды провезти велосипед как обычный багаж и старательно потрудились над тем, чтобы суммарно с баулом велосипеды вписались в установленный лимит по массе. Мы же не заморачивались. Лично меня в этот раз куда больше заботило удобство транспортировки, поэтому я заранее пришила к велобаулу лямки от обычного рюкзака (на многих такие лямки есть сразу, очень удобная штука, но мой был без них и я страдала) и широкие ручки к велочехлу.

В аэропорту на регистрации случилось именно то, о чем предупреждали — нас послали платить за велосипеды. Такса — 20 евро за один велосипед, но заплатить надо в гривнах. В офисе авиакомпании турок пытается пересчитать с помощью какой-то своей программы или сайта, сколько же именно мы должны заплатить. Вначале у него выходит такая сумма, что можно купить еще один билет на самолет, но после наших укоризненных восклицаний он таки получает более или менее правдоподобную цифру и даже выписывает чек. «Вы знаете, у нас никогда не летали с велосипедами». Ну да, ну да, аж не далее, чем две недели назад :)

На этом наши приключения в одесском аэропорту заканчиваются. Двухчасовой перелет и мы в Стамбуле. Сказал бы мне кто в мае, что я так скоро сюда вернусь — не поверила бы :)

2. Турецкая земля в иллюминаторе

• Стамбул — Фетхие

Уже знаем, что в аэропорту можно брать тележки для больших грузов, и что вместо монеты в лиру отлично подходят наши украинские 50 копеек. Долго стоим у ленты выдачи багажа — забрали все баулы, но нет ни одного велосипеда! В итоге оказывается, что их выгрузили отдельно в специальном месте, вместе со всякими колясками и прочим негабаритом. Выдыхаем.

3. В ожидании нашего багажа. Случайно взяли одну чужую сумку (такая же полиэтиленовая клетчатая «мечта оккупанта»), но потом не нащупали в ней кастрюлю, спохватились и вернули обратно на ленту

4. Нашли велосипеды у отдельного места выдачи, стояли красивенько рядком

С тележками, заставленными нашим барахлом, катимся в направлении метро и… умудряемся потерять Олега. Начинается чехарда — одни остаются с вещами, другие идут искать Олега в аэропорту, потом мы с Андреем устаем ждать и идем по коридору к метро, там мимо нас проносятся  Олег и его искавшие, потом мы в полной уверенности, что кто-то останется у входа в метро, идем с вещами туда — а там опять никого нет! В конце концов созваниваемся и собираемся все вместе.

5. Олег за десять минут до того, как потеряться :)

Спасибо Але за любезно предоставленную стамбульскую карточку метро, проезд по которой стоил 1,95 лиры за человека, а не 3, как если бы пришлось покупать жетон. Метро в Стамбуле приятное — чисто, много места. Мы разместили семь спакованных велосипедов и баулы в одном вагоне, причинив минимум дискомфорта остальным пассажирам.

6. Указатель метро на автовокзале. Очень нравится, что в Стамбуле много указателей — заблудиться сложно даже приезжему, а в крайнем случае местные всегда готовы подсказать. Например, на обратной дороге мы порывались сесть не на ту ветку метро, но предупредительные турки не дали совершить нам ошибку (по нам же сразу было видно, что едем в аэропорт) :)

На Отогаре (автовокзале) ребятам пришлось побегать, чтобы найти автобус на Фетхие со свободными местами. Такой нашелся только у компании Metro, это один из крупнейших пассажирских перевозчиков Турции. У них есть и камера хранения, где мы оставляем все наше барахло и идем в город, чтобы закупить продуктов на первые дни похода и поужинать перед долгой дорогой.

7. Здание автошколы

Едим в небольшом кафе, сидя на улице. Вкусно, остро и огромные порции. Подкармливаю подошедшего голодного котенка куриными косточками и переживаю, не слишком ли вредны для него эти острые приправы?

В автобусе начинается очередное приключение. К нам подходит стюард — молодой юноша, кое-как владеющий английским языком, и начинает нудеть, что его босс сказал взять с нас деньги за велосипеды, потому что они занимают много места. Дальше начинаются длительные переговоры на английском и турецком. Картину дополняет еще то, что юноша еще такой себе выпендрежный дурачок, и по его словам, работать здесь ему осталось всего четыре дня, так что и терять ему нечего. Начинается уже какой-то цирк и откровенное попрошайничество — плиз-плиз, гив ми мани, ай нид мани. При этом аргументов, почему мы должны заплатить, у него нет никаких. На билете написано только про вес багажа, а в него мы отлично вписываемся. Про размер багажа ни слова. Когда стюард начинает рассказывать, что автобус не доедет и у него кончится бензин из-за размера нашего багажа, ржать начинают даже турки, с интересом следящие за всем этим цирком. Говорим, что заплатим, если нам выпишут официальный чек, подтверждающий оплату. С печатью и всем прочим. Разумеется, никаких чеков он нам дать не может. Говорим, что заплатим только половину, если без чека. Тоже не согласен. Говорим, что платить будем в офисе компании — ведь там наверняка могут дать чек. Стюард мнется. В конце концов, заявляем, что у нас нет наличных, только карточка, и в офисе мы с нее заплатим. А иначе, мол, никак. Соглашается.

На остановке стюард зовет нас идти в офис. Выходим, ждем перед автобусом. Пока юноша отдавал-принимал багаж других пассажиров, подошло время ехать, водитель уже машет, что пора заходить в салон. Интересуемся, мол, а как же с оплатой? Водитель спрашивает, сколько вас. Семеро? Машет рукой, мол, ок, ноу проблем, не надо мани. Наша взяла! Но с этим клоуном-стюардом еще ехать всю дорогу. Как говорится, ложки-то нашлись, а осадок остался.

Вдобавок в накресельных «телевизорах» убиты все usb-порты, нельзя зарядиться. В общем, это долбаное Metro испортило все благоприятное впечатление от турецких междугородних автобусов. Категорически рекомендую обращаться к менее крупным, но более ценящим своих пассажиров конторам. И заставлять их писать прямо на билете, что велосипеды будут провезены бесплатно. Правда, это тоже не всегда срабатывает, но об этом потом.

Приехать в Фетхие мы должны были еще на рассвете, по примерным расчетам. В офисе почему-то забыли спросить точное время прибытия. Но вот уже и солнце взошло, вот оно уже высоко над горизонтом, а мы едем и едем, еще и делая петли для заезда в какие-то небольшие поселки. Экскурсионный автобус попался. В итоге после 14 часов пути, уже днем, мы оказываемся в Фетхие. Ура.