Главная > Мир, Поездки и походы > С велосипедами по Марокко, 23.02. Касабланка — Марракеш

С велосипедами по Марокко, 23.02. Касабланка — Марракеш

Проснулась утром я от голосов снаружи. С досадой подумала, что поскорее бы ушли эти ранние пташки, ибо хочется в туалет, а где его искать среди бела дня — непонятно. Голоса не пропадали, добавлялись детские. Тут я начала беспокоиться, что сейчас наши палатки всех заинтересуют и мы окажемся в окружении любопытствующей толпы детишек. В конце концов я решилась выглянуть из палатки… и прозрела.

Все побережье было заполонено людьми. ВСЁ! И это было семь утра. Большая часть людей играли в футбол, кто-то бегал по песочку, кто-то качал пресс, кто-то растягивался, кто-то тренировался с нунчаками, каждый был занят своим спортивным движем. На наши палатки поглядывали издалека, но никто не высказывал явного любопытства. Немножко придя в себя от увиденного — я правда не ожидала увидеть ТАКОЕ количество людей — я решилась выбраться из палатки, тем более уже проснулась Наташа и тоже была готова выйти. Вышла — опять же, никто не прицепился. Почти час, пока не проснулись остальные, мы с Наташей ходили по берегу, любовались видом океана и футболистов. Я попробовала зайти по щиколотку в воду — выходила, окаченная волной по бедра. Люди же так и играли в мяч, то убегая от волн, то опять занимая освободившийся от воды участок берега.

Я вам скажу, зрелище этих людей — одно из самых сильных моих впечатлений о Марокко. Как бы хотелось видеть такую же картину у нас дома, чтобы по трассе здоровья бегали и катались не единицы-десятки, а так, чтобы аж поток был, чтобы на пляжах играли в спортивные игры, занимались йогой и прочими физическими упражнениями не отдельные «странные», как у нас принято воспринимать, а столько, чтобы пляжи аж гудели от количества физкультурников. Почему-то у нас модный спорт — это в фитнесс-клубах только, зачастую.

1. Ну и океан тоже очень впечатлил.

2. Футболисты-любители. Вдалеке цветные точки — это тоже люди

6. Ступеньки от старого маяка к волнам

8. Этот товарищ, кажется, всю ночь вот так и спал, рядом бита

9. Зашла в океан по щиколотку, через мгновенье оказалась по бедра — волны

10. Следы

11.

12. Вот так выглядела наша первая ночевка

Собравшись, мы выдвинулись в путь на второй из вокзалов, чтобы сесть на поезд до Марракеша. Проехались по хорошему району, частный сектор, большие дома за красивыми заборами, всюду пальмы, красота. Дворников очень много — в ярких жилетках метут дороги и тротуары. Видели и спортсмена на шоссере (в основном, встреченные велосипедисты — просто городские жители, использующие велосипед как транспорт).

Я, конечно же, по пути застряла — лопнула камера. Т.к. ехала замыкающей, мое отсутствие заметили на следующем перекрестке только. Шедшие навстречу женщины в традиционных мусульманских платках поулыбались мне и помахали вслед уехавшим, мол, бросили тебя твои, а? Вскоре приехал на выручку Рэй и помог с заменой и накачкой камеры. К слову, больше проколов у нас почти не было, буквально пару раз только.

Потом мы встретили продавца фруктов и цитрусов. Не смогли проехать мимо, тем более, завтрака у нас не было. Марокканские мандарины — это нечто божественное. Сладкие, как мед. Апельсины тоже не уступают. Жаль только, продавец этот торговался неохотно.

Следующая остановка была в кафе, позавтракать. Выбор был там невелик, пришлось довольствоваться пиццей, хотя кто-то заказывал и что-то другое. Зато там мы попробовали фреши — и теперь это еще одна марокканская ассоциация. Фреши в Марокко бесподобны — хотя чего ожидать от свежих местных цитрусов и фруктов?

И вот наконец-то мы приехали на вокзал. Сразу же встретили сопротивление в лице работника вокзала, отказывавшегося пропустить нас внутрь с велосипедами. ОК, сказали мы, смотри как классно разбираются и чехлятся наши велики! И тут же принялись за дело. Юля в это время пошла внутрь покупать билеты — и скоро мы узнали, что чехлились зря. В поезд категорически не пускают с велосипедами. Мол, багажных мест нет, а людей будет много, не впихнемся. Едьте, мол, на главный вокзал — там узнаете про поезд с багажным вагоном или что-то вроде этого. Ну, что поделать, пришлось ехать. Зато на этом вокзале Рэй купил карточку местного мобильного оператора и в течение суток у нас должен был появиться интернет, ура!

На Каса Вояжер — главный вокзал — ехали исключительно при помощи людей, подсказывавших направление. Пока ехали, несколько раз пересекали велодорожку. Удобно было на кругах, которые в Марокко повсеместны как замена перекресткам со светофорами — едешь по своей велодорожке и не переживаешь. Вообще, Касабланка вполне себе европейский город, насколько я, в Европе еще не бывавшая, могу судить :)

13. Главный вокзал

14. Трамвай

Еще понравилось, как в некоторых местах рядом с пешеходной «зеброй» прорисована «зебра» велосипедная — чтобы одни не мешали другим. Мелочь, а как удобно.

Пришли опять к тому же полицейскому участку, где и собирались вчера. Но, видимо, была другая смена, мы никого не удивили :) У вокзала встретили мужчину, с которым общались вчера на этом же месте. Узнали, что здесь принято отправлять крупный багаж отдельно от пассажиров. Мы так не хотели. Непонятно, когда этот багаж приедет и не возникнет ли путаницы, а сидеть в Марракеше без велосипедов — не дело. Да и вдобавок ко всему этот багажный офис не работал. На вокзале охрана, нагло тоже не протащишь наши велосипеды. В общем, Юля и Ярослав пошли искать варианты и дошли до начальника вокзала, который — храни его Аллах — вошел в наше положение и в порядке исключения разрешил ехать вместе с велосипедами. Бесплатно, т.е. без доплаты к билету.

Вагоны в местных поездах делятся на классы. Разница в цене билета между первым и вторым классом весьма весомая, поэтому можно себе представить количественный перевес пассажиров. Когда подошел наш поезд, мы поняли, что приключения не заканчиваются — ибо надо впихнуться любой ценой, но куда? Поезд пришел не пустой, часть пассажиров вышла, но еще больше хотели зайти. Кое-как мы затащили четыре велосипеда в тамбур второго класса, трое же разместились в тамбуре первого класса, где было посвободнее, но без гарантий, что не попрут оттуда. В любом случае, всегда можно сделать вид, что ты иностранец и не разобрался и решать проблемы по мере их поступления.

Но надо отдать должное, если кто-то из пассажиров и не был доволен, то вида не подал. Специальный человек, стоявший в вагоне первого класса, претензий не высказывал. Ребятам, зашедшим в тамбур первого класса, даже было где сесть на баулах. Разумеется, оттуда их никто не выгонял. У нас было чуточку повеселее, ибо один из велосипедов перекрывал вход в туалет, а за четыре часа пути туда волей-неволей найдутся желающие. Но ничего, подвигались, подвигали, пропускали и выпускали — никто не уписался :) Потом по вагонам прошелся кондуктор и открыл неработающий туалет (в марокканских поездах их два, друг напротив друга, а в вагоне первого класса даже есть разделение на М и Ж), и помог даже переставить туда велики и сумки. И ни слова, ни слова недовольства или упрека. Золотой человек.

Познакомились в пути с интересным человеком, арабом по имени Рафи. Рафи не очень хорошо говорит по-английски, но понять друг друга мы могли. Он увлекается велоспортом и занимается тем, что составляет график тренировок для гонщиков. При этом по роду основной деятельности (или как это назвать?) Рафи — будущий имам. А пока что он работает в каком-то учебном заведении, если я правильно поняла — преподает Коран или что-то в этом роде. Очень позитивный, открытый и улыбчивый человек. Очень жаль, что у него нет даже электронной почты, не то, что фэйсбука — имаму не положено. А так хотелось бы хоть таким образом остаться с ним на связи.

Рафи рассказал и даже нарисовал карту-схему, что где есть красивого в Марокко. Спросили его, где бы стать с палаткой в Марракеше, тут не обошлось без «звонка другу» в прямом смысле. Карим, друг Рафи, хорошо владеющий английским, рассказал по телефону Ярославу, что с палаткой стать негде, а вот дешевый отель в медине найти — не вопрос вообще.

15. Света поснимала немного из окна поезда. Кактусы используются как живая изгородь на полях или огородах

И вот мы в Мараккеше. Выгрузились, прямо на перроне расчехлили и собрали велосипеды, нацепили фонарики и поехали. Работник вокзала, завидев нас, специально открыл боковые ворота, чтобы мы могли выехать, минуя здание самого вокзала.

И за воротами лично у меня наступило прозрение с офигением.

Такого трафика я не видела нигде и никогда. В одном потоке смешались и слились автомобили, мопеды, велосипеды, мотоциклы. Все едут вплотную друг к другу, постоянно выписывая пируэты, объезжая друг друга. Пешеходы это отдельная истерика — если кому-то надо перейти дорогу, он просто берет и идет. Вот просто шагает тебе под колесо, не повернув головы. Сначала я ехала и просто материлась вслух, чтобы хоть как-то не сойти с ума от этого движа, шума и всего прочего. Но постепенно и к этому начинаешь привыкать — главное, уверенно грести вперед. Так мы доехали до какой-то не то площади, не то парка, где остановились перевести дух и подумать, куда нам ехать дальше.

Тут же к нам подошел мужчина, поинтересовался, откуда мы и куда, и не нужен ли нам отель. После недолгих переговоров было решено, что цена нас устраивает. Мужчина сел на мопед и мы поехали за ним. По пути я притерлась баулом в автомобиль, т.к. выбор был либо отстать и потерять из виду впереди едущих, либо протиснуться. Юля, кажется, тоже с кем-то «сконтактировала», но там, подозреваю, все привычные, никто не расстраивается. Доехали. Отель действительно оказался вполне приличным по условиям + есть душ, за дополнительную плату в 10 дирхам.

Кстати, курс дирхама к доллару — 8 к 1, как гривна когда-то. Очень удобно. Поэтому мы часто так и говорили, мол, это стоит столько-то гривен.

Отель наш находился в медине.

«Медина (араб. المدينة العتيقة‎‎) в странах Магриба и Северной Африки вообще — старая часть города, построенная во времена арабского владычества в IX веке. Слово «медина» (аль-мадинат) в современном арабском языке означает просто «город».
Как правило, медина окружена стеной. Обычно внутри медины довольно узкие улицы (иногда менее метра шириной), которые составляют настоящие лабиринты. В связи с этим автомобильное движение в мединах невозможно, а иногда затруднено и движение двухколёсного транспорта. Узость и запутанность улиц служила дополнительной помехой на пути возможных захватчиков города.»

Очень понравился их способ построения домов. Ничем не примечательный снаружи, внутри дом имеет собственный внутренний дворик, красивую отделку и прочие уютности. Скатных крыш обычно нет, видимо, климат позволяет, вместо этого на крыше терраса, можно выходить подышать воздухом, любоваться звездами или просто покурить.

16. Дом-колодец и наши велики

17. Любят они плиточку с затейливым узором

18. Номерки от комнат

19. Лестница с поворотами — тоже фишка таких домов

20. Вывеска отеля

Обустроившись в отеле, отправились гулять по вечернему Марракешу. Сначала вышли из узких улочек медины на широкий проспект, где сплошной поток идущих людей перемешивается с уличными торговцами всякой всячиной и забегаловками, предлагающими разнообразные блюда. Впервые попробовала напиток из тростника — вкусная сладкая штука, к тому же, интересно выглядит процесс приготовления: палки тростника засовывают в прямоугольный агрегат, а внизу под кран подставляют стакан.

21. Сплошной поток людей

Затем вышли на площадь Джема эль-Фна. Это, я вам скажу, что-то! Торговцы свежевыжатыми соками (о эти соки, они божественны!), торговцы уличной едой, уличные музыканты, фокусники, сказители, бесчисленное число зазывал, хватающихся за того, кого они сочли главным в группе и не дающих идти дальше. Со всех сторон доносятся «польска? словакья? италья?» — все пытаются угадать нашу национальность. Звучат приветствия на разных языках, с той же целью, угадать, откуда мы. Что порадовало, русскими нас называли крайне редко (хе-хе!). А вот Польша лидировала.

22. Рай! 4 дирхама, считайте, гривны, за большой стакан божественно вкусного свежевыжатого апельсинового сока

23. Позирует :)

Поблукали по улочкам медины, потом спросили у парня как выйти, и он на хорошем английском рассказал нам, какого придерживаться направления. Пока гуляли, за нами увязалась девочка лет семи на маленьком велосипеде, стала просить денег. В шутку Рэй попросил у нее велосипед покататься — и девочка согласилась. Ну Рэй и поехал на нем. Это надо было видеть. Но мы так хохотали, что я даже про фотоаппарат забыла.

24. Арки

31. Сложная геометрия

32. Ручки в виде ручек

33. Вело-мото стоянка в парадной

34. Лавки с лампами невероятно красивые, но внутри фотографировать запрещено — жадины :(

35. Вообще открыто фотографировать — та еще лотерея, ибо за это часто просят плату, постфактум, конечно же

36. Дым от готовящейся пищи

37. Но везде порядок, все лотки пронумерованы

38. Лина пробует улитку

39.

40. Хамам, вход

Часть группы нагулялась раньше, часть позже. Вернулись с девчонками в наш отель, даже не заблудились, несмотря на изначально неверно взятое направление. В отеле приняли душ, и спатоньки. Длинный, длинный день.

1. Mashylkina
    25 марта, 2014 в 10:09

Очень здорово. С нетерпением жду продолжения :)

• satinenok
      25 марта, 2014 в 10:26

Рада, что читаете :) Продолжение будет непременно!