Главная > Мир, Поездки и походы > Молдавия, 02.05. Сахарна и долгая дорога в Цыпова

Молдавия, 02.05. Сахарна и долгая дорога в Цыпова

Утром я проснулась от того, что с дороги кто-то крикнул «Христос воскрес!», на что наши дружно ответили положенное «воистину воскрес!». Минуту находила себя во времени и пространстве (последнее тоже не было лишним, т.к. соседствующая по палатке Света внезапно оказалась спящей ногами в ту сторону, куда я спала головой :)), потом все-таки ясно осознала, что сегодня не Пасха, ни по одному из церковных календарей, а всего лишь майские.

1. Велостоянка

2. Солнечно и зелено

3. Утренние процедуры

4. Мимикрия

5. Цветочный островок

Попили чай с печеньками, сожгли мусор с соседней полянки (бычье везде бычье, посидела на Пасху компания на природе и ушла, оставив после себя раскиданные пластиковые тарелки, бутылки и кульки).

6. К выезду готовы

7. Спасибо этому дому — поедем к другому

Поехали к монастырю в Сахарне. Я остановилась по пути что-то сфотографировать и упустила группу из виду, но женщина, вскапывавшая клумбу на перекрестке, сразу же стала махать, указывая, что все поехали в ту сторону. Велосипеды оставили прямо во дворе чьего-то дома, примыкающего к автомобильной стоянке, которая была слишком открытой, чтобы смело оставлять там наш транспорт и вещи. Спасибо доброй женщине, которая любезно согласилась, чтобы мы закатили велосипеды за ее ворота.

Из Википедии:
Село Сахарна знаменито пещерным монастырём XIII века и действующим мужским монастырём Пресвятой Троицы. Этот монастырь является одним из крупнейших паломнических центров Молдавии. Здесь хранятся мощи святого, преподобного Макария.

На одной из скал есть след, оставленный, согласно легенде, Божьей Матерью. Легенда гласит, что Схиеромонаху Варфоломею наместнику старого скального монастыря на одной из скал явился светящийся образ Богородицы. Дойдя до этой скалы, монахи обнаружили в камне след от ноги, знак, который они восприняли как божественную весть и свидетельство «божественной чистоты» этого места. Позже ближе к ущелью была воздвигнута новая деревянная церковь и основан монастырь Святой Троицы (1777). Затем на месте деревянной церкви была построена каменная церковь в старо-молдавском стиле, богато декорированная настенными фресками. В настоящее время монастырь ежедневно открыт для посещений.

Окрестности Сахарны известны своими прекрасными пейзажами — скалистое, покрытое лесом ущелье реки Сахарна, длиною более 16 км, в котором возвышается более 30 порогов и каскадов. Один из самых красивых водопадов находится очень близко к монастырю. Его высота 10 метров. Вода образует глубокую пропасть, которая называется «Яма цыгана».

Здесь же находится важная археологическая стоянка с остатками эпохи железного века и гето-дакская крепость на высоком мысе.

Сначала поднялись наверх, к небольшой часовенке, оттуда полюбовались видами на Днестр и на территорию монастыря. После этого спустились в сам монастырь. Вначале смутила табличка с перечеркнутым человечком в юбке и перечеркнутым фотоаппаратом. Потом оказалось, что вход абсолютно свободный, не нужно даже платок одевать, если ты не собираешься посещать сам монастырь, а хочешь пройти дальше к водопадам. И фотографировали тоже все и всё. Вместе со Светой мы оббегали все тропинки, сходили к водопаду сверху, сходили к нему же снизу, поднялись наверх на плато, чтобы понять, что незачем было туда подыматься, спустились к купели, заглянули в уютные красивые уголки монастырского двора.

Когда вернулись, оказалось, что нас уже давно с нетерпением ждут остальные участники. Загулялись :) Ситуация обострялась тем фактом, что мы на тот момент еще нормально не ели. И молдавских лей у нас тоже не было, и негде было поменять. Те, что мы поменяли на границе, были благополучно истрачены еще вчера на вино бабы Ксении и сегодня на небольшой перекус в магазинчике под монастырем.

На выходе не то монах, не то очередной местный сумасшедший попросил разрешения помазать мне лоб маслом и скороговоркой спросил, есть ли у меня паспорт-свидетельство-медицинская справка-диплом. Утвердительно кивнув, я поспешила ретироваться к своим. Те пытались докричаться до кого-то в том дворе, где мы оставляли велы. Не докричались, даже собака не хотела лаять, а лишь махала хвостом. Пришлось открывать ворота самим и уезжать, не сказав спасибо.

9 . Часовня на скале

28. Вода сочится из под камней

29. Мох образует самый настоящий ковер

30. Бесхвостая ящерка с пассажиром-жучком

31. Еле дождались, пока от водопада отойдет компания, решившая перефотографироваться там во всех возможных комбинациях «я с тобой, а теперь ты со мной, а теперь все вместе». После этого тоже захотелось сделать «мастхэв» фото

32.

55. Вид из монастыря на часовню

56. Второй лебедь спрятался

57.

58. Интересное оформление — крутящаяся мельница. Детям с экскурсии очень нравилось

59. Можно выпить воды

60.

61.

62.

63.

64. Такого я еще не видела. Курица-пекинес. На вид самая настоящая шерсть

65. Петух несколько поскромнее выглядит. Не пекинес, но персидский кот :)

66. Хохлатый голубь

67.

68. Черные цветы

69.

Поехали дальше. Въехали на холм, что было достаточно изнуряюще. Потом я посмотрела в единственную карту, что у нас была — схему местности на смартфоне без детализации рельефа — и сказала, что незачем нам ехать вверх, если Цыпова (оно же Цыпово, оно же Ципова, оно же Țipova) — возле реки. Мол, давайте вдоль реки и ехать, такая ж хорошая дорога была вдоль нее. Там же была произнесена главная фраза похода: «Через полчаса будем в Цыпова!». И с этого момента началась самая типичная часть поездок в стиле «куда глаза глядят» — приключения! :)

Мы спустились вниз по дороге, уперлись в ворота, вернулись на триста метров к развилке, спустились еще ниже, к реке. Там шла автомобильная колея, достаточно укатанная и очень красивая — все зелено, одуванчики в пуху, река живописна. Но постепенно колея становилась менее выраженной, все больше переходя в пешеходную тропу. На краю лесочка мы встретили не то рыбаков, не то пастухов, спросили, есть ли дорога дальше. Мужчина честно сказал, что нет. Ярослав переспросил. Мужчина ответил, что есть, но мы там не пройдем. Там — узко. Ха-ха, узко. Испугал! У нас же нет карты, откуда нам знать, что этого «узко» впереди два с лишним километра. Что это узко — это действительно узко, там не то, что ехать невозможно — там местами тяжело велосипед перекатить через очередное природное препятствие. Что вдоль тропы — колючие кустарники, которые исцарапают нам ноги, руки, оставят зацепки на одежде. Знали бы — развернулись назад. Но мы включили режим «слабоумие и отвага» и смело ринулись в заросли. Первый час мы продирались достаточно бодро. После это поворачивать уже было нельзя. Да и негде там было развернуться, если честно. Для полной картины на нас еще побрызгал дождь, к счастью, несильный и недолго. Для поднятия боевого духа была призвана купленная еще в Приднестровье бутылка коньяка. Жаль, единственная. Еще час или больше — и мы вырвались из объятий дикой природы на открытую местность. Предательский GPS-навигатор в телефоне все это время врал, что мы уже в Цыпова, буквально двести метров не дошли. Только зигзагообразные тропы на карте, которых явно не было на местности, подсказывали, что верить ему нельзя.

70.

71.

72. Одуванчиковая дорога

73.

74. Гнездо аиста

75. Здесь мы еще не знаем, что нас ждет :)

76. Сначала тропа как тропа

77. А потом…

78. Внезапно рыба в десятках метров над рекой

79. Местами заросли такие густые, что не видишь товарища впереди

80. Подкрепляем боевой дух

81. Коврик не наш. Здесь ходят туристы?

82. Ура, вот он, свет в конце туннеля! Выбрались

83.

84. Безмятежность

85. Исцарапанные ноги

86. Аист разгуливает

87. Не хочет фотографироваться

88. Ярослав приходит в себя после пережитого

89.

90. После недолгого привала снова в путь. Цыпова ждет!

91.

92.

По факту до Цыпова оставались как минимум все те же пресловутые полчаса :) Мы оказались возле села Бучушка. Местный объяснил, как нам выехать на верную дорогу, и настаивал, что вдоль реки дороги нет, точно нет, даже узкой нет. Мы поднялись по дороге наверх, но там нас стал беспокоить тот факт, что мы движемся не в направлении к Цыпова, а назад, в Сахарну. И, уже не веря в этот раз карте, мы соблазнились грунтовой дорогой в посадке в нужном, как нам казалось, направлении. И поехали по ней.

Это была не дорога, а терапия зеленым цветом. Зеленая трава, зеленые кусты, зеленые поля. Даже в автомобильной колее росла сочная трава — очевидно, ездят по той дороге крайне редко. Буйство зелени разбавляют только одуванчики и цветы земляники. Жаль, что еще не сезон ягод. Долго ли, коротко ли, мы выезжаем к тому месту, где на карте белое пятно (надеялись, что это либо поле, либо пустошь) и понимаем, что сегодня мы приехали. Цыпова видно. До Цыпова подать рукой. Купол церкви сияет в лучах клонящегося к горизонту солнца. Слышны голоса из села. Но есть одно но — нас и Цыпова разделяет глубокий каньон. То самое белое пятно.

93. Рапсовые поля

94.

95.

96. Поворот не туда

97. Снова одуванчиковая дорога

98. Ущелье

Зато здесь — только мы и природа. И больше ни души. На каньон открываются восхитительные виды. Спуститься пониже не получается, дорога теряется в колючих кустах, ставим лагерь наверху, где, к тому же, есть дрова в достаточном количестве. На ужин у нас есть все необходимое. Вода тоже не проблема — внизу есть ручей, мы с Максимом спускаемся и набираем бутылки. Там встречаем двух парней, которые собирают дрова, но они не отвечают на приветствие (то ли не слышат, то ли не понимают по-русски). За ручьем целый сад камней и протоптанная тропа. Похоже, место посещаемое. Но сгущаются сумерки, а нам еще подниматься, поэтому решаем не исследовать окрестности.

99. Ковыль

100. На склоне выходы камня с пещерками

101. Ущелье развлетвляется

102. Внизу ручей

103. Цветущая колючка

104. Сад камней

За ужином обсуждаем, как быть завтра. Ущелье достаточно глубокое, тянется далеко и имеет разветвления. Теоретически, к низу его мы можем спуститься даже с велосипедами, хоть это и будет испытание сродни дневному продиранию через лес. Склон местами достаточно плотно зарос колючими растениями. Но поднимемся ли мы на другой стороне, вот в чем вопрос. А если объезжать — то как далеко нам нужно будет вернуться? Нельзя так просто взять и попасть в Цыпова!

105.

106. Маршрут за день (по памяти). Не повторяйте наших ошибок!

Посмотреть полную карту

1. 9 мая, 2014 в 23:33

31. Ик! Фигасе преображение! О.О
    А фиксы и вправду качают скилл.

• satinenok
      10 мая, 2014 в 14:20

я сначала подумала про велик-фикс, и долго думала, почему ты решил, что я на фиксе езжу :)